
Содержание
Общая информация об АИС
С самого начала появления в сети Интернет возможностей по сбору и безопасному хранению информации, автоматизации различных задач, возникла идея создания комплексного подхода к управлению деятельности учебных учреждений.

Созданием такого интерактивно-информационного продукта, с использованием передовых IT-технологий, и занялись российские разработчики по заданию образовательных ведомств.
Еще 2012 году был выпущен нормативный документ российского Минобрнауки, письмо с рекомендациями ведения педагогами журналов успеваемости не на бумажном носителе, а в электронной форме.
Внимание! Ссылка на методическое пособие по отказу от журнала учета успеваемости на бумажном носителе.
Сейчас, уже с уверенностью можно говорить, что отечественным специалистам в регионах удалось использовать возможности Всемирной сети, и создать доступные и прозрачные для ее пользователей, и в то же время защищенные от посторонних лиц, электронные сервисы по управлению процессом обучения детей.

Важно! Все АИС образования защищены согласно закону РФ о персональных данных пользователей (ФЗ № 152), а для тех, кто хочет ею пользоваться, действует строгий порядок регистрации.
Определение, назначение
Автоматизированная информационная система (АИС) в образовательном процессе — это тесно связанная между собой совокупность однопрофильных элементов для сбора и обработки информации, созданная на базе современных технологий и обеспечивающая эффективное управление учебной деятельностью образовательных учреждений.
Важно знать! Пользоваться сервисом АИС можно с любого персонального компьютера или мобильного устройства (смартфона, планшета).
Основное назначение образовательной АИС – автоматизация организации регулирования учебного процесса конкретного образовательного учреждения, для его эффективного управления, возможности ведения дневников и журналов в электронном виде, предоставления информационных и учетных услуг заинтересованным пользователям.
Проще говоря, назначение этого информационного сервиса – автоматизированная помощь всем участникам образовательного и воспитательного процесса.
Пользователи
Пользователями функционала системы являются:
- Педагоги, представители административного аппарата учебного заведения.
- Ученики (слушатели).
- Родители (законные опекуны) учащихся.
- Доверенные и инспектирующие лица.
Внимание! Доступ к системе, для всех зарегистрированных в ней пользователей, предоставляется в круглосуточном режиме, во все дни календарного года.
Краткая историческая справка
История использования автоматизированных систем управления образованием в РФ началась с тестирования в Республике Башкортостан АИС «Образование».
В этом субъекте Российской Федерации, по указанию профильного министерства, информационная система начала функционировать в 2015 году.
В настоящий момент она обеспечивает в школах (лицеях) республики:
- Ведение в электронной форме расписаний занятий, дневников, журналов успеваемости.
- Использование функционала личного кабинета.
- Предоставление отчетной информации по посещаемости школы обучаемым, с помощью системы контроля и управления доступом (СКУД).
- Ведение истории переходов ученика из одних в другие образовательные учреждения.
- Учет и отчет по обеспечению школьников, в том числе льготников, организованным питанием в столовых (комбинатах питания) образовательного учреждения.
- Формирование базы статистических данных для предоставления информации в ведомства Министерства образования и контролирующие (фискальные) органы.
- Ведение контроля и учета материально-технической базы образовательного учреждения (аудиторного фонда).

В настоящий момент, аналоги башкирской АИС внедряется и уже успешно работают в других регионах России.
В Новосибирской области (НСО), в исполнении апрельского постановления ее Правительства и майского приказа Минобрнауки региона от 2018 года, тоже была создана государственная информационная система (ГИС) в электронном виде. Она получила наименование – ГИС НСО «Электронная школа».
Техническая, методическая и консультационная поддержка

В сибирском регионе, за внедрение и нормальное функционирование системы «Электронная школа» отвечают чиновники и специалисты профильного департамента исполнительной власти области, которые должны:
- Заниматься внедрением ГИС НСО.

- Принимать обращения пользователей, фиксировать их контакты, для последующей коммуникации с ними по телефону или электронной почте.
- Проводить телефонное консультирование.

- Анализировать возникающие проблемы, контролировать оперативное их устранение.

- Создавать инструкции по эксплуатации, корректировать их, проводить презентации для потенциальных пользователей, обучать их.
Функции и преимущества ГИС НСО «Электронная школа»

За короткий период эксплуатации системы «Электронная школа», статистика ее использования уже показала очевидные плюсы этой АИС, в образовательных организациях Новосибирска, где она уже действует.
Явными ее преимуществами является то, что:
- она положительно влияет на посещаемость школы и повышение успеваемости детей;
- экономит рабочее время учителей, избавляя их от излишнего документооборота и объема рутинных операций;
- обеспечивает более интенсивное участие родителей в процессе воспитания и образования детей, расширяет возможности для их более частого общения с педагогами, школьной администрацией.

Внедрение ГИС НСО
Порядок внедрения ведения электронных журналов и дневников в новосибирские учебные учреждения происходит согласно регламенту.
Образовательным организациям, перед подключением их к АИС «Электронная школа», необходимо:

- Обеспечить постоянный доступ родителям (опекунам) обучаемых к ознакомлению электронных журналов и дневников.

- Разработать и утвердить внутренние нормативные документы по ведению журналов и дневников в электронном виде, следовать их требованиям и положениям в процессе обучения и учета успеваемости учеников.
- Откорректировать должностные инструкции.

Основная задача внедрения электронных журналов и дневников – это на практике сделать, для ее пользователей, управление, ознакомление с обучением учащихся и контролем за обучением понятным, прозрачным и удобным процессом.
Для этого в ГИС НСО действуют, среди прочих локальных нормативных документов, регламенты:
- Предоставления услуги «Электронный дневник» (ЭД).
- Ведения «Электронного журнала» (ЭЖ).
Регламенты по ЭЖ и ЭД в ГИС НСО

Согласно регламенту по ЭЖ все записи в них имеют такую же юридическую силу, что и на бумажных носителях с учетом успеваемости учеников.
Родители получают доступ к электронным документам успеваемости своих детей после входа в свои личные кабинеты. Классный руководитель может знакомиться с успеваемостью своих подопечных в ЭЖ по всем учебным предметам, но без права внесения там правок или редактирования.
Педагог-предметник ежедневно учитывает посещаемость его уроков учениками.
Правила предоставления услуг по ЭД предполагают:
- Получение личных данных пользователей, с их согласия, которые хотят получить доступ к информации в ЭД.
- Предоставление пользователям право доступа в ГИС, к учетным и оценочным данным о ходе образовательного процесса учащегося.
- Каждый учитель-предметник обязан постоянно вести индивидуальный учет актуальных сведений по каждому ученику, вовремя предоставлять результаты освоения ими образовательных программ. В утвержденной образовательным учреждением форме должны предоставляться итоги за определенные периоды обучения, например, учебные четверти и полугодия.
- Обучающиеся должны быть оценены по результатам сдачи ими экзаменов. Эти оценки должны своевременно оказаться в ЭД, не позднее суток после окончания экзаменов, чтобы с ними ознакомились родители.
- Бесплатность услуги для учеников и их родителей, от которых требуется только добровольная передача их личных данных системе. При этом родители или опекуны заполняют специальную форму согласия своих данных, и передают ее классным руководителям своих детей.

Важно знать и помнить! Всем пользователям запрещено передавать свой логин и пароль для входа в электронные сервисы АИС другим гражданам.
Контактная информация
Официальный сайт: www.dnevnik.ru
Горячая линия: 8 (812) 490-70-33